КОНКУРС ИОП "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Категория: Без категории

Название продукта:  «От ресурсов – к развитию»

Ссылка на продукт: «От ресурсов – к развитию»

Авторский коллектив продукта:

Морковкина Елена Викторовна - заведующий ГБДОУ № 103;

Минина Ирина Евгеньевна – заведующий структурным подразделением ГБДОУ № 103;

Измаденова Анастасия Васильевна - заместитель заведующего ГБДОУ № 103;

Евтехова Галина Александровна -  учитель - дефектолог ГБДОУ № 103;

Подгорнова Ирина Сергеевна – учитель – логопед ГБДОУ № 103;

Кечуткина Анна Юрьевна - педагог-психолог ГБДОУ № 103.

 

Общее описание

В ИОП («От ресурсов – к развитию») описан опыт создания индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на ресурсы организации, семьи и самого ребенка. Продукт отражает системно-комплексный подход к решению проблемы формирования индивидуальной траектории развития обучающегося через создание модели комплексного сопровождения, а также отражение траектории развития и необходимого для этого ресурсного обеспечения в форме обязательного документа. Такой подход обеспечивает продуктивное взаимодействие с семьей и повышает эффективность образовательного процесса.

Представлен минимум теоретических положений, важных для организации такого рода работы, очерчен круг нормативно-правовой сферы, представлены образцы документов, материалов и информации (которые также представлены на сайте). Основной объем ИОП – практический материал, созданный творческой группой и реализуемый в ГБДОУ. Материал расположен таким образом, чтобы осветить все стороны модели и предоставить шаблоны используемых документов. Таким образом, информация представлена в двух смысловых блоках: описание модели и примеры документов, данную модель отражающих. Для успешного решения поставленных задач, использованы методы проектирования, моделирования, а в организации образовательной деятельности: научно-педагогические, психологические, консультирования и игрового взаимодействия.

Комплексная модель сопровождения включает активизацию ресурсов организации, семьи и самого обучающегося с ОВЗ в целенаправленном и системном формировании траектории развития. Ресурсы семьи включают сформированные компетенции развития ребенка с ОВЗ и налаженные эмоционально-личностные отношения. Ресурс обучающегося с ОВЗ включает в себя его объективные возможности, образовательные потребности и потенциал развития. Ресурсы ГБДОУ включают в себя несколько компонентов:

- административный ресурс (управление, контроль и правовое сопровождение) реализуется как основополагающий при создании модели психолого-педагогического сопровождения в ГБДОУ;

- ресурс условий образовательной среды (развивающая предметно – пространственная среда, методический комплекс, социальное партнерство) реализуется через создание условий для сопровождения индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ;

-  ресурс квалифицированной поддержки семьи в раннем детстве реализуется в работе Службы ранней помощи;

- ресурс семейно – центрированного подхода в психолого – педагогическом сопровождении реализуется психологической службой ГБДОУ в поддержке сохранения ресурса семьи и гармонизации совместной деятельности семьи и ГБДОУ;

- ресурс специализированных компонентов службы сопровождения (тьюторское сопровождение, профильные специалисты) формируется с опорой на потребности ребенка и его семьи, тесно связан с административным ресурсом;

- ресурс индивидуализации образования (ИОМ, ИОТ) реализуется в составлении траектории развития ребенка с ОВЗ и отражении её в индивидуальном образовательном маршруте.

            Все элементы модели – ресурсы семьи, ребенка и ГБДОУ – находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Изменение одного элемента непременно ведет к изменению других.

            Научный консультант – Вечер М.В., доктор философии в области психологии (PiD), кандидат психологических наук, проректор Академии «МАСПО». Опыт реализации ИОП был представлен на Петербургском международном образовательном форуме – 2022 в формате эксперт – сессии при поддержке и модерации научного консультанта Вечер М.В.  

Глоссарий

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Присуще не только обучающимся с ОВЗ. Могут появляться у нормотипично развивающихся детей при изменении элементов среды, приведших к изменениям познавательной и эмоциональной – волевой сферы.

 

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)- это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Отличается от персонализированного обучения, в котором траекторию своего обучения определяет сам учащийся, тем, что в этом случае в формировании образовательной траектории участвуют педагоги и семья. Носит умозрительный характер и обозначает целевые ориентиры ближайшего периода.

 

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Включает описание необходимых условий, приемов, технологий, значимых для достижения целевых орентиров.

 

Модель - Система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Модель есть абстрактное представление реальности в какой-либо форме, предназначенное для рассмотрения определённых аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на изучаемые вопросы. Включает описание элементов системы и их взаимосвязи.

 

Ресурс - источник покрытия нужд, потребностей. Количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

 

Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП

Нормативно- правовой комплекс по организации образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. ПК или ноутбук с наличием стандартных программ Word, Excel, Power Point, а также, МФУ

 

Технология внедрения инновационного образовательного продукта

Что?

Инновационный образовательный продукт соответствует стратегической линии развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья. Поддержка. Развитие»: психолого-педагогическое сопровождение детей. Реализуемая в ГБДОУ модель психолого-педагогического сопровождения и разработанный ресурс индивидуализации образования

предназначены для реализации в образовательных организациях, работающих с обучающимися с ОВЗ, и представляют интерес при проектировании новых подходов к образованию в рамках инклюзии, интеграции или коррекционного обучения. В фокусе – проблема создания условий для успешной самореализации ребенка с ОВЗ и включения его в общество через накопление знаний и практического опыта, но, в отличие от традиционных моделей, с опорой на ресурсы.

Для чего и зачем?

Способствует созданию доступных, простых, качественных, научно и методически обоснованных механизмов и инструментария оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ, с учетом нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования РФ. Модель позволяет из множества ресурсов выбрать и активизировать те ресурсы и их элементы, которые необходимы конкретному обучающемуся и его семье. Представлен конкретный опыт разработки индивидуальной траектории развития и формирования индивидуального образовательного маршрута.

Для кого?

Представляемый ИОП предназначен для реализации всеми заинтересованными лицами (от руководителей до специалистов и педагогов), работающими с детьми с ОВЗ в системе образования всех уровней. Описанная модель предназначена для всех тех, кто пытается осмыслить свой или чужой педагогический опыт инклюзии, интеграции или коррекционного сопровождения, кто ставит задачи повышения профессионального мастерства и качества образования за счет оценки использования всех возможных ресурсов, в том числе возможностей, потребностей м потенциалов самого ребенка.

Центральный элемент – «Шаблон индивидуального образовательного маршрута», создавался творческой группой на основе современных отечественных и зарубежных практик развития и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ от рождения и до 7 лет. Шаблон включает в себя описание актуальное состояние развития ребенка, перечень требуемых технологий и методик, систему сопровождения траектории развития специалистами. Этот документ становится целостным отражением порядка выбора инструментария и механизмов оказания помощи и включения законных представителей дошкольников в систему сопровождения как равноправных членов.

На основе шаблона и имеющейся модели разработан «Конструктор инструктор ИОМ», который проходит апробацию и рецензирование. Срок внедрения электронного конструктора – сентябрь 2022 года.

Как? 

Модель описывает имеющиеся ресурсы, включая ресурсы семьи и самого обучающегося. Каждый ресурс включает в себя набор элементов, которые могут быть реализованы или не реализованы. Структура Шаблона ИОМ, как документа, отражающего модель сопровождения, строится:

от изучения актуального развития ребенка с ОВЗ, включая его интересы и возможности,

 через подбор элементов ресурсов (необходимых для данного уровня и ближайшей зоны развития)

с учетом запроса и возможностей семьи

до анализа и фиксации конкретных достижений реализации ИОМ.

Описание эффектов достигаемых при использовании продукта

Описанная модель психолого-педагогического сопровождения с опорой на ресурсы участников образовательных отношений способствует внедрению интересных и эффективных стратегий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. В фокусе внимания 3 основных продукта: модель сопровождения (описана в форме презентации), шаблон ИОМ (презентация с описанием) и аннотация Конструктора ИОМ, находящегося в апробации (описание).

Комплексное использование продуктов позволило педагогам и специалистам ГБДОУ реализовать индивидуализированный подход к образованию детей с ОВЗ в контексте работы государственной системы образования, а также систематизировать и обобщить имеющийся опыт развития, образования и коррекции детей с ОВЗ посредством ресурсного подхода.

Второй значимый эффект: изменение подхода к образованию детей с ОВЗ от «включения семьи в реализацию адаптированной образовательной программы» к «совместное конструирование индивидуальной траектории развития с опорой на ресурсы». Мы создаем для каждого ребенка свою траекторию, не удаляя его из общей системы. Такой подход несет в себе:

- включение семьи в формирование траектории развития ребенка еще на начальной стадии, что делает их полноправными участниками процесса;

- учет реального, а не предполагаемого состояния ресурсов;

- опора на ресурс ребенка, то есть его возможности, потенциал, образовательные потребности;

- возможность использовать необходимые элементы ресурса, выбирая только необходимое;

- разработка стратегических и тактических задач при формировании ИОМ.

            Третьим эффектом является возможность цифровизации документооборота при внедрении Конструктора ИОМ. Предполагается, что к сентябрю 2022 года он пройдет апробацию и рецензирование, что позволит внедрить его как электронный ресурс документооборота.  

Таким образом, описанный нами единый целостный процесс деятельности: от разработки модели до её практической реализации с созданием инновационных специализированных продуктов и диссеминации полученного опыта среди всех заинтересованных сторон на основе принципов системности, комплексности, целесообразности, оптимальной достаточности и дополнения возможностей уже существующей практики работы ГБДОУ № 103, позволяет достичь основной цели – организация условий для получения качественного и доступного образования людьми с разными стартовыми возможностями.

Представленный ИОП может служить руководством для формирования системного подхода к индивидуализации образования детей с ОВЗ с учетом ресурсов всех участников образовательных отношений, обеспечивая поддержку индивидуальности, инициативы и свободы выбора.

Возможные сложности при использовании инновационного образовательного продукта и пути их преодоление

Творческий коллектив специалистов ГБДОУ № 103, осуществляющий деятельность, описанную в материалах ИОП и представленную на сайте ГБДОУ, доказал, что данные материалы могут быть использованы в необходимом объеме без видимых трудностей. Они доступны, научно и методически обоснованы, обладают потенциалом вариативности, адаптированы под особенности обучения детей с ОВЗ. Несмотря на то, что материалы представлены в рамках дошкольной ступени образования, они легко адаптируются к системам начального, среднего, общего и высшего образования.

 

Аналоговый анализ 

Аналоговый анализ показал, что при вводе в поисковую систему слов «Конструктор ИОМ» (как наиболее отражающий вариативность подбора ресурсов), система предлагает:

  1. конструкторы индивидуальных маршрутов педагогов – как готовый продукт (https://iom.spbappo.ru/login/index.php), так и описание проектов или сути подхода (https://www.akbiz.ru/publications/obshcheye_obrazovaniye/individualnyj-obrazovatelnyj-marshrut-pedagoga). Но такой вариант не является аналогом нашей продукции, поскольку объект нашего внимания – обучающийся с ОВЗ.
  2. КИМП «Развивающие игры Мерсибо» (https://mersibo.ru/shop/kimp) - данный ресурс частично отражает элементы разработки творческого коллектива ГБДОУ №103. Так, совпадают идеи использования цифровизированного ИОМ (в форме программного продукта), описание актуального развития ребенка и подбор программ для формирования траектории развития. Однако Конструктор Мерсибо несет цель не формирование траектории развития, а коммерческую рекламу собственной продукции (игр, дидактических пособий для детей с ОВЗ) с опорой на выбранные дефициты развития. Кроме того, данный конструктор не включает подбор ресурсов (кроме программного) и имеет ограниченный набор предложенных дефицитов (нет предложения для детей со сложной структурой дефекта).

Продукт ГБДОУ №103 несет в себе более глубокий смысл – сформировать подход к конструированию индивидуальной образовательной траектории с опорой на ресурсы и описать его в конкретном документе. Мы предлагаем расширенный вариант программ, технологий, методов, а также учитывает все имеющиеся ресурсы. Таким образом, продукция Мерсибо не является аналогом предложенного ИОП.